|
IRZSMU >
Кафедри >
Кафедра культурології та українознавства >
Наукові праці. (Культурологія) >
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://dspace.zsmu.edu.ua/handle/123456789/11030
|
Название: | Образ священнослужителя в українській сатирично-гумористичній літературі XVIII ст. та західноєвропейській “низовій” літературі |
Другие названия: | Образ священнослужителя в украинской сатирико-юмористической литературе XVIII в. и западноевропейской «низовой» литературе The image of clergyman in ukrainian satirical-humorous literature of the 18th century and west european «low» literature |
Авторы: | Сидоренко, Оксана Василівна Сидоренко, О. В. Sydorenko, O. |
Ключевые слова: | фабліо шванк джест низове бароко тематологія антиклерикальні мотиви фаблио низовое барокко тематология антиклерикальные мотивы fabliau schwank jest low baroque tematology anticlerical motives |
Дата публикации: | 2016 |
Издатель: | Чорноморський національний університет ім. Петра Могили |
Библиографическое описание: | Сидоренко О. В. Образ священнослужителя в українській сатирично-гумористичній літературі XVIII ст. та західноєвропейській “низовій” літературі / О. В. Сидоренко // Наукові праці. Філологія. Літературознавство. - 2016. - Т. 277, вип. 265. – С. 70-75. |
Аннотация: | У статті здійснено тематологічний аналіз образу священнослужителя в різнонаціо-нальних жанрових модифікаціях, зокрема французьких фабліо, німецьких шванках, анг-лійських джестах та творах українського низового бароко. Адже попри несинхронну тяглість їх об’єднує з усього проблемно-тематичного діапазону антиклерикальна те-матика, різниця простежується лише у спектрі сюжетних мотивів, оскільки останні є національно-детермінованими від історико-культурних реалій. Так, середньовічні фран-цузькі фабліо носять спорадичний характер при викритті церковного кліру; німецькі шванки, пік популярності яких припав на часи Реформації, демонструють тотальний критичний пафос у ставленні до священиків; англійські джести зафіксували критику ка-толицької церкви та одночасну пропаганду англіканства; зразки українського низового бароко з їх антиклерикальною спрямованістю засвідчили секуляризацію свідомості, спричинену просвітницькими ідеями. Начиная с ХІІ в. в западноевропейских литературах возникает «низовая» литература. Жанровые варианты этой субкультуры в национальных литературах (французские фаблио, немецкие шванки, английские джесты) функционировали в разных хронологических рамках, несмотря на это жанрово-стилевые особенности, проб-лемно-тематический спектр, идейно-художественные критерии, идеологическая направленность были общими. Историко-культурная ситуация в Украине обозначена отсутствием «низовой» литературы как таковой, однако произведений низового барокко и на тематологическом уровне, и на уровне поэтики имеют много общего с указанными западноевропейскими образцами. Это позволяет проследить контактно-типологические святи отечественной смеховой литературы с западноевропейской «низовой», в том числе на уровне компаративной тематологии. К сожалению, изучение древний украинской литературы сквозь призму компаративных студий остается на периферии научных исследований. Общей для всех заявленных образцов есть антиклерикальная тематика. Приоритет этой имагологической доминанты на протяжении не одного столетия практически на всей территорий Европы демонстрирует протестные настроения простого населения против представителей духовенства и самого института церкви. Асинхронность функционирования указанных жанровых модификаций позволяет проследить эволюцию протестных настроений против института церкви в общем и священнослужителей в частности. Так, в фаблио, жанре, который функционировал в эпоху Средневековья, активно поддаётся критике жадность, желания незаконного обогащения, похоть священников, однако критика носит не системный характер. Недостойные поступки клира подаются как спорадические. Антиклерикальные мотивы в шванках приобретают уже обобщенный характер, критика ширится на весь общест-венный слой. Такая тональность в шванках обусловлена господствующей атмосферой немецкого социума накануне и во время Реформации. Критика церковников в английских джестах обусловлена активными антикатолическими настроениями и популяризацией англиканства. Спецификой православья обусловлено в украинском низовом барокко наличие беспощадной критики не только духовенства, но и монахов. Произведенный сравнительный анализ позволяет говорить, что указанные национальные модификации становят региональную литературную общность. Beginning with the 12th century «low» literature appears in West European literatures. Genre variations of this subculture in national literatures (French fabliau, German schwanks, English jests) functioned in different chrono-logical bounds, but genre and stylistic peculiarities, problem and subject spectrum, conceptual and esthetic criteria, ideological focus were the same. Historic and cultural situation in Ukraine marked the absence of the «low» literature as it is, but the works of low baroque have a lot in common with West European patterns on the thematic level as well as on the poetics level. It helps to trace typological ties of native laughter literature with West European «low» one in particular on the level of comparative tematology. Unfortunately the comparative studies of Old Ukrainian literature are still held not enough. Anticlerical themes are general for all given patterns. Priorities of the mentioned imageologi-cal dominant during a lot of centuries all over Europe demonstrate the folk protest against the representatives of clergy and the church itself. Asynchronous functioning of these genre modifications helps to track the evolution of protest mood against the church in general and clergymen in particular. So, in fabliau, the genre existing in the Middle Age, greediness, longing for illegal enrichment are being activelycriticized. But it is not regular. Unworthy deeds of clergy are given as sporadic. Anticlerical motives in the schwanks acquire the resumptive character, the criticism spreads all over the social stratum. Such a mood in the schwanks is caused by a prevalent atmosphere of a German society before and during the Reformation. Spread of anti-Catholic moods and popularization of Anglicanism called forth the criti-cism of clergymen in the English jests. In the low baroque the specificity of Orthodoxy causes the crushing criticism not only of the clergy, but also the friars. The given comparative analysis allows to say that the mentioned national modifi-cations form a regional literary community. |
URI: | http://dspace.zsmu.edu.ua/handle/123456789/11030 |
Располагается в коллекциях: | Наукові праці. (Культурологія)
|
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.
|