|
IRZSMU >
Кафедри >
Кафедра суспільних дисциплін >
Наукові праці. (Суспільні дисципліни) >
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://dspace.zsmu.edu.ua/handle/123456789/14350
|
Название: | Роль психоанализа в советском психотерапевтическом дискурсе начала ХХ века |
Другие названия: | Роль психоаналізу в радянському психотерапевтичному дискурсі початку XX століття The role of psychoanalysis in the soviet psychotherapeutic discourse of the beginning of the XX century |
Авторы: | Утюж, И. Г. Городокин, А. Д. Утюж, Ірина Геннадіївна Городокін, Антон Дмитрович Utyuzh, I. G. Gorodokin, A. D. |
Ключевые слова: | психоанализ психотерапия педология психоаналіз психотерапія педологія psychoanalysis psychotherapy pedology |
Дата публикации: | 2019 |
Библиографическое описание: | Утюж И. Г. Роль психоанализа в советском психотерапевтическом дискурсе начала ХХ века / И. Г. Утюж, А. Д. Городокин // Чоловіче здоров'я, гендерна та психосоматична медицина. - 2019. - № 1. - С. 13-17 |
Аннотация: | До середины 1920-х годов оправданием квази-идеалистических
концепций психики был фрейдо-марксизм, опиравшийся на аналогии в психоаналитическом и марксистском учениях. История развития этого учения в советском
дискурсе требует осмысления в свете дальнейшего становления советской психотерапии и формирования онтологических концепций эпохи модерна.
Цель: анализ роли психоаналитического учения в советском психотерапевтическом
дискурсе 1920-х годов.
Методы: контент-анализ.
Результаты исследования. Популярность психоанализа в советском дискурсе связывают с фигурой Л.Д. Троцкого. Ему приписывают идею использования психоаналитического метода в качестве инструмента преобразования массового сознания. Учение
Фрейда, центрированное вокруг сексуальности, казалось незаменимым в деле радикального переустройства института семьи и брака. Иным преломлением психоаналитического учения стала педология – область экспериментальной педагогики, ставившей задачу организации процессов обучения и воспитания.
В эпоху «Великого перелома» 1928-1930-х годов – коллективизации и форсированной
индустриализации, психоанализ уже не соответствовал духу времени, как метод
психотерапии он противоречил коллективизму, как формат – экономической системе, как учение – получил статус «идеологически чуждого».
Выводы. Путь фрейдо-марксизма, психоаналитического учения и одноимённого метода психотерапии, в советском ХХ веке закончился в конце 1920-х годов образованием идеологических табу в сферах психиатрии, психотерапии, психологии, педагогики
и многих гуманитарных дисциплин, сыгравших значительную роль, как в медицинском
ракурсе развития психотерапии, так и в ракурсе развития советской и постсоветской массовой культуры. До середини 1920-х років виправданням квазі-ідеалістичних концепцій
психіки був фрейдо-марксизм, що спирався
на аналогії в психоаналітичному і марксистському напрямках. Історія розвитку цього
вчення в радянському дискурсі вимагає подальшого осмислення в світлі становлення
радянської психотерапії та формування онтологічних концепцій епохи модерну.
Мета: аналіз ролі психоаналітичного вчення
в радянському психотерапевтичному дискурсі 1920-х років.
Методи: контент-аналіз.
Результати дослідження. Популярність
психоаналізу в радянському дискурсі пов’язують з фігурою Л.Д. Троцького. Йому приписують ідею використання психоаналітичного
методу в якості інструменту перетворення масової свідомості. Вчення Фрейда, що
центровано на сексуальності, здавалося
незамінним у справі радикальної перебудови
інституту сім’ї та шлюбу. Іншим заломленням психоаналітичного вчення стала педологія − область експериментальної педагогіки, яка ставила завдання організації процесів
навчання та виховання.В епоху «Великого перелому» 1928-1930-х років − колективізації і форсованої індустріалізації, психоаналіз вже не відповідав духу часу,
як метод психотерапії він суперечив колективізму, як формат − економічній системі,
як вчення − отримав статус «ідеологічно
чужого».
Висновки. Шлях фрейдо-марксизму, психоаналітичного вчення і однойменного методу
психотерапії, в радянському ХХ столітті
закінчився в кінці 1920-х років формуванням
ідеологічних табу в сферах психіатрії, психотерапії, психології, педагогіки і багатьох
гуманітарних дисциплін, які відіграли значну
роль, як в медичному ракурсі розвитку психотерапії, так і в ракурсі розвитку радянської
та пострадянської масової культури. Until the mid-1920s, justifi cation of
quasi-idealistic concepts of the psyche was based
on freudo-marxism, which based on analogies in
psychoanalysis and Marxism. The history of the
freudo-marxism development in Soviet discourse requires refl ection in the light of the further development of Soviet psychotherapy and the formation of ontological concepts of the modern era.
Purpose: analysis of the role of psychoanalytic
concepts in the Soviet psychotherapeutic discourse of the 1920s.
Methods: content analysis.
Study results. The popularity of psychoanalysis
in Soviet discourse is associated with the fi gure of
L. Trotsky. He is known by the idea of using the psychoanalytic method as a tool for transformation
of mass consciousness. Freud’s doctrine, focused
on sexuality, seemed indispensable in a radical
reformation of the institution of family and marriage. Another refraction of psychoanalytic teaching was pedology – part of experimental pedagogy, which set the task of organizing the processes
of training and education.In the period of 1928-1930 − collectivization and
forced industrialization, psychoanalysis no longer
corresponded to soviet culture, as a method of
psychotherapy it contradicted to collectivism doctrine, as a format − an economic system, as a consept − received the status of “ideologically wrong”.
Conclusions. In soviet XX century, the path of
freudo-marxism, psychoanalytic teaching and
psychoanalytic method of psychotherapy, had
ended by the formation of ideological taboos in
fi elds of psychiatry, psychotherapy, psychology,
pedagogy and many humanitarian disciplines,
which played a signifi cant role, as in the medical
perspective of psychotherapy development, and
also in development of soviet and post-soviet
mass culture. |
URI: | http://dspace.zsmu.edu.ua/handle/123456789/14350 |
Располагается в коллекциях: | Наукові праці. (Суспільні дисципліни)
|
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.
|